Упражнения для развития воображения и творчества также необходимы человеку, как и физическая подготовка. Исследования показывают, что пропасть между творческими возможностями и их выходом может быть сужена правильным образованием, воспитанием творческого мышления.
Случается же так, что критическую способность к анализу, необходимую, разумеется, при любой деятельности, школа развивает более целенаправленно и умело, чем воображение, отчего функция воображения оказывается преждевременно подавленной.

Советский исследователь Е. И. Регирер (1969) отмечает:
Создается даже ложное представление, будто самое важное — впитывание готовых знаний, а не развитие собственной сообразительности. Школа приучает к обоснованности рассуждений, но недостаточно развивает свободу полета воображения. Большая удача, если взрослый, развив свои критические способности, сохранил детскую легкость воображения.
Учитель, разумеется, больше других способен развить детское воображение и направить его, особенно воображение, творчески способного, неординарного ребенка, каким почти каждый приходит впервые в класс.
Психолог Элис Пол Торренс исследуя психологический микроклимат школы, пишет, что развивая воображение у детей, учитель способен выполнять самые разнообразные функции: дать ребенку с пылким воображением убежище, стать его другом, помочь ему понять собственную дивергентность, сочувствовать его идеям, охранять его творчество, помочь родителям и товарищам понять такого ребенка, не делать его исключением и предметом насмешек, которым часто, подвергаются дети с необычным воображением.

Наблюдения Гетцельса и Джэксона показывают, что в американских школах высокоразвитые в творческом отношении подростки бывают, отчуждены от учителя и коллектива, не поняты другими детьми.
То же самое наблюдал Торренс в Миннесоте, утверждая, что причины такого отчуждения легко понять: учителя подчас раздражает оригинальный ответ или подход, который не укладывается в схему. Возникает затруднение, как оценить такой ответ — «прекрасный или ужасный»?
Чаще всего оценка бывает также «неординарна»: «Глупости, бред какой-то». И у подростка растет чувство непонятности, неполноценности вместо гордости своими достижениями. С легкой руки такого учителя подростки начинают дразнить и высмеивать своего «ненормального» товарища. Создается опасная обстановка, предотвратить которую мог бы только учитель.