Любопытны данные, полученные экспериментальным путем: у людей, которые добровольно подвергались «бессоннице» в течение 70 и более часов, развивались психические и невротические отклонения такого же характера, как и у человека, долгое время не отвлекающегося напряженной умственной деятельности, лишенного возможности переключать свое воображение.
при резко стрессовой перегрузке человека
Так случается при резко стрессовой перегрузке человека, одержимого своей работой, при трудном, упорном решении не терпящих отлагательства проблем. Это вопрос важный и при космических исследованиях, и при освоении Севера, и во многих чисто житейских ситуациях, когда человек оказывается в безвыходном, тяжелом положении — смерть ребенка или близких, личная катастрофа и т. д.
А как часто возникновение неврозов и даже психозов у молодых матерей, когда все силы ума, сердца, души сосредоточены на одной «проблеме» — новорожденном, нет ни переключений, ни иной информации, ни отвлечения воображения. Поэтому так важно чтобы окружающие умели создать вокруг молодой матери обстановку спокойной, интересной, полноценной жизни, чтобы сон и доброе настроение молодой матери оберегались самым тщательным образом, а эмоции ее ничем не омрачались и имели светлую, радостную гамму.
Расстройство воображения
Особенно наглядно «сближались» явления, вызванные бессонницей, с теми, что вызваны расстройством воображения, тогда, когда добровольцев не просто лишали на, а избирательно устраняли парадоксальный сон. Возникала резкая раздражительность, нервозность, состояние тревоги, неправильная оценка ситуации, отход от цельности… Проявлялось стремление к грезам наяву, особенно раздражало присутствие экспериментаторов и других людей, задающих вопросы, пытающихся вступить в контакт с испытуемыми.

Создается впечатление, что лишение парадоксального сна, как и искусственное подавление функции воображения, способствует возникновению не только невротических, но и психических расстройств.
Об этом свидетельствуют, например, такие факты: снотворные препараты — производные барбитуровой кислоты — обладают способностью подавлять парадоксальный сон. Их снотворный эффект основан на способствовании развитию биологически неполноценного сна с недостаточной представленностью парадоксальной фазы.
Теперь уже известен эффект так называемого «повышения давления» RЕМ-сна в тех случаях, когда что-либо мешает его развитию. У людей, лишенных RЕМ-сна на ну ночь, в последующую ночь время его значительно увеличивается. При длительном приеме барбитуратов в возрастающих дозах в результате длительного подавления парадоксального сна «давление» последнего возрастает, что может привести к появлению кошмаров, а в которых случаях даже к развитию психоза с галлюцинациями и нарушением сознания.
Имеются также данные о роли длительного нарушены парадоксального сна в возникновении острых алкогольных психозов. Алкоголь, как известно, обладает способностью действовать подавляюще на парадоксальный сон. В случаях длительного употребления спиртного это приводит к «взрыву» парадоксального сна, проявляющемуся такими симптомами, как яркие, устрашающие сновидения, усиление воображения, страх, галлюцинации.
В последнее время синтезирована группа веществ, выдающих усиление парадоксального сна и усиление возражения. К ним относятся психотропные препараты, как, например, мескалин, ЛСД-25, сернил, ибогаин, гармин, псилоцибин и др.

Прием этих препаратов приводит к развитию выраженных психических нарушений, по своей картине напоминающих токсические психозы и в то же время шизофрению.
Любопытно, что если человека лишить парадоксального сна на одну ночь, то развитие психоза от психотропных препаратов наступает уже при приеме незначительных доз. Так, доза ЛСД-25, патологически изменяющая воображение, уменьшается в два раза.
Все эти данные свидетельствуют о несомненной связи между функцией вооображения и сном, а также о роли нарушений парадоксального сна и воображения в развитии неврозов и психозов.
В этой области остается много неясного, дискуссионного, это интересная перспектива для дальнейших исследований.