Многие люди обладают способностью создавать психические картины не только объектов, которые они предварительно видели, но и предметов, которых они не видели никогда: паука с человеческим лицом, корабля, идущего по песку, льва с крыльями и т. д. Такие воображаемые объекты строятся из составных частей, уже известных нам по опыту.
Без последних конструкция не возможна. Слепой от рождения человек не способен зрительно вообразить даже реально существующие предметы, например стул. Он, конечно, разовьет конструкцию, соответствующую стулу, но в ней будут отсутствовать зрительные качества, например цвет, свойственные воображению зрячего человека. Хотя очень часто при определении воображения имеют в виду, прежде всего, образы зрительного характера, последние могут относиться к любым органам чувств.
Так, некоторые люди могут слушать музыку «умственно», думая о музыкальной композиции, или смотреть на ноты и конструировать мелодию в воображении. Другие в состоянии переживать в воображении мышечные движения или оживлять запахи, которые они встречали ранее. Люди отличаются друг от друга значительно способностью вызывать эти различные виды образов. Человеку, обладающему выраженной способностью вызывать зрительные образы, бывает трудно себе представить, что другие не могут этого сделать.
Часто считают, что люди с развитым одним видом воображения лишены другого вида. Однако дело обстоит нередко иначе: у многих отмечается хорошее развитие различных видов воображения — зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и т. д.
Английский психолог Спирмэн (1926) считает:
Не существует специальной творческой силы, достижения, обычно связываемые со специальной функцией воображения, могут быть просто достигнуты (разрешены) при наличии образования и способности к репродукции.

С его точки зрения, «воображение», в смысле «творческих способностей или оригинальности», зависит исключительно от общего уровня интеллекта.