Фрустрация может вызвать отступление человека на более ранние этапы развития. В классическом эксперименте группе маленьких детей, которые играли старыми игрушками, дали новые, более красивые, но затем их отобрали. Оказалось, что ребенок, который правильно играл телефоном, говоря в трубку, теперь тряс им как трещеткой, другой ребенок, который перед тем делал вид, что пишет письмо, теперь бессмысленно водил карандашом по бумаге и т. п.
Поведение стало в целом более примитивным и менее приспособленным к ситуации. В описанном опыте фрустрация была временной, поэтому и регрессия была временной. Когда же ребенок постоянно и напрасно старается удовлетворить какую-то существенную потребность, регрессия более выражена.
Хроническое неудовлетворение сильной потребности может привести к нарушениям психики истерического типа (кликуши на Руси — женщины, лишенные любви). Лев Толстой замечает, что среди девушек кликуш де было.
Нужно, однако, отметить, что характерной чертой человека является способность модернизировать и усложнять уже чувствуемые потребности и создавать новые. В этом процессе большое значение имеет воображение. Удовлетворению потребностей не всегда сопутствует чувство удовольствия. Очень часто ожидание слишком большого счастья затрудняет чувство реального удовлетворения. Кто не знает расхождений между тем, чего ожидаем в своем воображении и тем, чего достигаем.
Поэтому так важно правильное воспитание чувств, способностей формировать желания, управлять ими, воздействуя, прежде всего на воображение.