Многие авторы подразделяют воображение на непроизвольное, произвольное и творческое, в то время как с опыт и литература подтверждают, что элементы творчества присутствуют и в непроизвольном воображении.
Немало исследований посвящено и таким формам воображения
которые Э. Блейлер (1912), крупнейший швейцарский психиатр, называл «аутистическим мышлением», относя сюда фантазию, мечтательность комбинации ассоциаций, приятных для человека, «сны наяву». Ассоциации, которые возникают при аутистическим мышлении, определяются исключительно внутренними стимулами.
Некоторые исследователи, в том числе А. В Брушлинский, отрицают способность воображения создавать новое, считая эту функцию целиком относящейся к мышлению. Поскольку преобразование действительности не присуще только воображению, а является психической функцией переживаний, то оно вообще отказывает воображению в специфике и какой-либо значительной роли.

Пожалуй, это тот случай, когда человек попадает во власть термина, термин начинает оказывать консервативный эффект.
По утверждению большинства исследователей, мышление и воображение настолько тесно соприкасаются друг с другом, пронизываются одно другим, что их невозможно четко разграничить. Если исследователь изучает только воображение или только мышление, это не значит, что, изучая одну сторону психологического процесса отражения, он автоматически отрицает другую.
В этом случае исследователь только суживает рамки исследования, что вполне естественно. В более выгодном положении оказывается тот, кто изучает процессы мышления, его закономерности, его функции. Это связано с тем, что этапы, пути, алгоритмы мышления можно без особых трудностей описать, обобщить, вывести закономерности (это сделала наука, логика).
При изучении воображения специфика его часто ускользает от исследователя, потому что для характеристики воображения нередко используются неспецифические признаки.
Различные авторы избирают и различные подходы в своих попытках дифференцировать понятие «воображение».

«Воображение — это способность продуцировать новые комбинации нашего кодированного опыта. В большей части воображение оперирует образцами»
— утверждает новозеландский психолог Эдкок (1964).
Любопытно, как противоречивы высказывания о возражении людей, чей гений в значительной степени питало их незаурядное воображение.
Леди и джентльменам дозволено иметь друзей в собачьей конуре, но не в кухне.
Даже и теперь я не более завидую силе молодых, чем прежде завидовал силе быка или слона.