В последние годы все большее внимание в этих вопросах обращается па значение психологических факторов, в том числе на так называемую психологическую зависимость от алкоголя и от других наркотических веществ.
Современные подходы к наркомании включают в число веществ, относящихся к наркотикам и такие, по отношению к которым не образуются явления отчетливой физической зависимости (т. е. повышение переносимости препарата, необходимость приема больших доз, болезненные симптомы и нарушения в организме при внезапном прекращении приема препарата), но возникает психологическая зависимость.
Под последней подразумевается стремление к употреблению того или иного вещества, связанное с желанием получить комплекс приятных ощущений, уйти на время от решения какой-либо беспокоящей человека проблемы, забыться, «провести приятно время» и т. д.
В развитии психологической зависимости воображение и его патология занимают ведущее место. Стремление к повторному приему алкоголя, например, может быть обусловлено желанием оживить в воображении психическое состояние, развившееся во время предыдущей выпивки.
Характерно, что оживлять в воображении какое-то состояние для алкоголика становится с развитием болезни все труднее, в конце концов, без употребления алкоголя это оказывается совсем невозможным. Алкоголь в определенных дозах стимулирует пассивное воображение, поэтому, к злоупотреблению им чаще всего прибегают лица с неразвитой сферой воображения. Стимулирование пассивного воображения при легкой и средней степени алкогольного опьянения сочетается всегда с отходом от реальной действительности, с угнетением конструктивных тенденций, уходом в сферу беспочвенных мечтаний.
Такого рода явления наблюдаются при описываемых в литературе [Джеллинек (1962), Ц. П. Короленко, А. Дяковский, (1972)] формах алкоголизма с психологической зависимостью от алкоголя.
Три формы алкоголизма с «психологической зависимостью»: альфа, бэта и йота
Работы кафедры психиатрии Новосибирского медицинского института выделяют три формы алкоголизма с «психологической зависимостью»: альфа, бэта и йота.
Для альфа-алкоголизма свойственно употребление алкоголя, направленное на уход от неприятной ситуации, решения важного вопроса с заменой всего этого временным углублением в мир повышенного настроения с бесплодными мечтами и фантазиями.
При бэта-алкоголизме на первое место выступает стремление к проведению времени в компании выпивающих, где представляется возможность на фоне алкогольного опьянения вести разговоры на эмоционально «приятные» темы, вспоминать различные «интересные события, сплетничать, хвастаться друг перед другом, рассказывать или выслушивать различные истории ит.д. Стремление к такому времяпрепровождению постепенно становится все более выраженным. Оно занимает все больше времени, вытесняет конструктивные, целесообразные, социально полезные формы активности, катастрофически отражается на развитии личности, приводит к конфликтам в семье, на производстве, в учебе.

Таким образом, в структуре психологической зависимости от алкоголя в этих двух формах алкоголизма усиление пассивного воображения занимает по-существу центральное место.
При йота-алкоголизме употребление спиртного связано, напротив, с усилением воображения, содержанием которого являются образы смерти, опасности, тревожность и т. д. Страх смерти значительно выражен и временно снимается приемом алкоголя: алкоголь, повышая настроение, в какой-то степени изменяет содержание воображения, уменьшает страх. Выделение этой формы алкоголизма и анализ ее особенностей позволил разработать метод ее эффективного лечения.
С этой целью больные, страдающие йота-алкоголизмом, подвергались нами — Ц. П. Короленко, С. И. Грошевым и В. Ф. Квашниным (1971) — лечению атропином, применение которого в определенных дозах устраняет страх и изменяет содержание воображения, прекращая непреодолимую ранее тягу к алкоголю.
В связи с тем, что у алкоголиков страдает активное воображение, у них значительно снижены адаптационные способности.
Это проявляется и в семейной жизни, и в работе, и во взаимоотношениях с людьми.
Такой человек не способен к ожиданию и терпению, к постоянству и настойчивости, его пугают малейшие проблемы, требующие длительных усилий, концентрации внимания и воли. То есть, при виде пропасти алкоголик с ослабленным активным воображением вместо поиска правильного решения («мысли о мосте») предается обидам, раздражению, гневу, сожалениям о своей горестной судьбе, т. е. отчаянию. Отсутствует способность реально оценить положение, понять объективный характер трудности.
Возникшее препятствие такой человек рассматривает как стечение обстоятельств, направленных непосредственно и исключительно против него, созданных, чтобы унизить его, оскорбить, подчеркнуть его неполноценность.
Эта сниженная способность к адаптации сопровождается желанием убежать от реальности. Средством избирается алкоголь. Позже это становится привычным, формирует психологическую зависимость от алкоголя.
Люди, злоупотребляющие спиртным, должны разобраться в психологических особенностях своего поведения, чтобы сознательно относиться к себе и активно участвовать в лечебном процессе.