Об этом чаще надо вспоминать педагогам и воспитателям, формирующим подростков в наиболее сложный период — в годы адаптации к новой для них взрослой среде.
Подросток физиологически не переносит сенсорного голода, ему больше, чем взрослому, нужен приток свежих впечатлений, направляющих воображение.
Невнимание к этой психической жизни подростка подчас оборачивается жестокими преступлениями несовершеннолетиях, совершаемыми только ради «острых» ощущений.
Впрочем, отношения между сверхстимуляцией, недостимуляцией и воображением могут быть в жизни более сложны, чем в эксперименте.
Психологи высокоразвитых капиталистических стран встречаются с феноменом, когда воображение у здоровых людей резко усиливается и оценка реальной действительности становится крайне субъективной. К этому ведет прием наркотических препаратов, но феномен такого рода возникает и без них у людей, живущих в «сверхстимулированной» обстановке больших современных городов.

Что общего между факторами
Кажется, что общего между факторами, воздействующими на воображение одинокого человека в Антарктиде и на воображение горожанина?
Но давайте вспомним, что в современной литературе Запада появился термин «одинокая толпа», характеризующий внутреннее состояние жителей городов-гигантов. Толпа, где человек психологически одинок, как будто слеп и глух ко всему; где люди не замечают друг друга и не обращают никакого внимания на все, что происходит вокруг.
Страшные кадры о такой толпе Демонстрируем американский фильм «Подонки», где в застывшем потоке автомобилей, на глазах сотен людей совершается издевательство над человеком, а потом и убийство, но реакции равнодушных свидетелей не возникает: каждый живет сам по себе и даже сам в себе, добровольно погрузив себя в сенсорную изоляцию.
Затруднение контактов — некоммуникабельность — очень присуще «стилю» жизни современной Западной Европы, особенно в Скандинавских странах, где можно наблюдать, как на тротуарах, ступенях лестниц, на скамьях сидят сравнительно молодые мужчины и женщины, сидят часами, не разговаривая, уставившись в одну точку, не проявляя никаких признаков активности: они мечтают, они погружены в собственные мысли, оторваны от действительности. Некоторые из них находятся под воздействием наркотиков, но большинство входит в это состояние произвольно.
Явление, которое психиатры называют «депрессией Севера»
На севере Швеции и Финляндии известно явление, которое психиатры называют «депрессией Севера»: здоровые до того люди внезапно уходят от жилья далеко в лес, задумчиво присаживаются где-нибудь у озера или на поляне, на валунах, разбросанных в лесу, и остаются так навсегда, не в силах вырваться из плена своего воображения, погибая от истощения и холода. Художественная литература называет это болезнью Севера, влиянием Севера.
