Мак-Клелланд (1963), американский психолог, приводит весьма характерное описание:
Мое внимание в этом направлении было стимулировано дискуссией с выпускником-студентом, прочитавшим всю литературу по обсуждаемому предмету. Ему был известен практически каждый опубликованный по этой теме результат исследований. После того, как он окончил обобщения современного состояния знаний в этой области, я как-то автоматически, без специальной цели, спросил его, что он думает делать дальше?
Было очевидно, что вопрос поразил его, в конце концов, студент начал утверждать, что он не может взять на себя ответственность судить, так как авторитеты расходятся по основным положениям и многие данные противоречивы. Я продолжал настаивать, указав, что он в настоящее время знает этот вопрос так хорошо, как никто другой, и что у него должно возникнуть желание решить, что же является наиболее обещающим подходом в дальнейших исследованиях.
Студент продолжал проявлять определенное нежелание сделать это и, в конце концов, предположил, что, по-видимому, массивная атака исследователей на всех фронтах сразу должна бы принести успех. Я указал ему, что, возникший у него в уме профиль исследования представляет место всем гипотезам сразу, сводится к одновременному исследованию всех возможных вариантов и в действительности совершенно непрактичен. Его реализация потребовала бы многих жизней.

Бесценный дар воображения
Изображенный молодой человек достаточно типичен, его можно найти в каждой лаборатории. Он хорошо делает обзор литературы, но мало вносит своего. Кроме того, он боится оказаться неправым.
Но почему? Почему один взрослый человек обладает развитым воображением и верой в себя, а у другого она отсутствует?
Здесь, вероятно, имеет огромное значение воспитание в детстве (к чему мы обратимся в одной из наших глав).
Бесценный дар воображения — способность человека к оригинальному подходу, умение увидеть проблему, задачу свежими глазами (вспомним особенности восприятия и воображение ребенка).
Бывает, что одновременно в лабораториях возникает значительное количество фактов, необъяснимых с точки зрения данной науки, но обобщить их, синтезировать оказывается под силу людям из другой сферы исследований, из иных областей науки, чье воображение не сковано традиционными подходами.
Собранных «рутинным» путем
Было бы неправильным ставить вопрос таким образом, что наука исчерпывается созданием оригинальных подходов. Они невозможны без большого количества фактов, собранных «рутинным» путем. Условия для оригинального подхода возникают, когда два или несколько направлений исследователей обнаруживают признаки определенного рода комбинаций.
Эта комбинация рождает новое направление в исследовании, т. е. действует закон, аналогичный процессам активного воображения.
Оригинальный творческий ум, который не ограничен сферой своей деятельности, способен к большим открытиям, вот почему так необходимы в науке и искусстве широкий обмен информацией, встречи, обмен опытом.
Законы творчества, способы «раскрепощения творческих сил» волнуют многих ученых.