Значение ритмов для стимуляции воображения каждый испытывал, вероятно, на себе, хотя здесь многое зависит от индивидуальных особенностей воображения.
Для многих ритмическая музыка — это качели воображения. «Я писал свою диссертацию легче всего под музыку Рахманинова»,—признается один научный сотрудник, но другой ему противоречит: «При прослушивании симфонической музыки мысль отстает от воображения. Работается лучше под ритмическую, она заставляет себя подгонять, преодолевать».
Музыковеды считают, что ритмы музыки изначально связаны с ритмами работы, прослушивание джаза всегда вызывает ритмические движения. И, напротив — через движения дирижера мы полнее воспринимаем музыку симфонии.
В. Петрушин (1964) пишет:
Ритм современной музыки — лишь отражение тех разнообразных ритмов, которые пронизывают нашу жизнь. До какой-то степени ритмичная музыка способствует нормальному функционированию процессов торможения и возбуждения, упорядочиванию биотоков мозга.
В психиатрии и клинике нервных болезней особое значение придается ритмам. (В печати сообщалось об успешном применении аппарата «ритмосон», действующего, со слов пациентов, на функцию воображения при засыпании и вызывающего крепкий сон.)
Известно, что обстоятельства, облегчающие возникновение образов, действующие как пусковой механизм воображения, подобны друг другу при создании стихов или музыки, при рождении открытия или решении проблемы, но они, же подобны тем факторам, которые вызывают припадок эпилепсии. То же самое совершают ритмы. Они не только усиливают творческое воображение здорового человека.
Музыка определенных ритмов
Ритмические вспышки света могут провоцировать эпилептические припадки, так же как и музыка определенных ритмов. (Для эпилепсии, связанной с нарушениями височной области головного мозга, характерно возникновение обонятельной галлюцинации, после которой развивается припадок. Одновременно с резким обострением чувствительности к запахам у этих больных «обостряется», значительно усиливается и воображение, рождая образы необычайной яркости и реалистичности, что еще раз подтверждает особую связь обонятельной функции с функцией воображения).
Изучая творческие процессы здоровых людей
психологи приходят к выводу, что для усиления воображения важна мотивация, стремление проявить свои возможности. Эту тенденцию, заложенную в каждом человеке, необходимо развивать с детства, а подчас и тщательно выявлять, так как она бывает подчас глубоко скрыта, подавлена.
В ряду «помощников» мотивации стоит эмоциональная открытость, расположенность к переживаниям, эта противоположность психологической защите, которая мешает человеку осознать и пережить некоторые явления.
Человек должен быть подготовлен к тому, что многие переживания не укладываются в привычные ему рамки — для этого нужно отсутствие ригидности и предуготованности только к определенным реакциям, образам, концепциям, гипотезам, нужна гибкость и динамичность воображения. Способность воображения воспринять конфликтующую меж собой информацию помогает более широкой ориентации, без чего нет подлинного творчества
